Пояснительная записка В МКДОУ детском саду №11«Колокольчик» целостность педагогического процесса обеспечивается путем применения Примерной Основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой (М.: Мозаика-Синтез, 2015год). Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание» Содержание образовательного процесса представлено следующими направлениями развития: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое. Целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребѐнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: забота о здоровье, эмоциональном благополучии ребѐнка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; творческая организация воспитательно-образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребѐнка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. В целях приобщения дошкольников к истории и культуре родного края, знакомства с народными промыслами, в детском саду реализуется Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан, изданной по решению учѐнного совета ГБУ «ДНИИП им. Тахо -Годи в 2015 году. Целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребѐнком дошкольного детства, формирование общей культуры ребѐнка, всестороннее развитие его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребѐнка, формирование предпосылок к учебной деятельности с учѐтом социальных, климатогеографических условий и национальных особенностей Дагестана. Важным компонентом Программы является воспитание детей на основе уважения к традиционным духовным ценностям народов Дагестана: гостеприимство, взаимопомощь, почитание старших, проявление заботы о младших и пожилых людях, любовь к родителям, к родному краю, к России нашей многонациональной родине. В этом направлении также успешно используется ранее изданные региональные Программы: «Родничок» и « Дети гор». Творческая работа по региональной программе «Родничок» подсказала нам пути воспитания личности дошкольника в условиях Дагестана. Однако в действующей региональной программе «Родничок» остаются расплывчатыми некоторые стороны воспитания у детей эмоций, воображения, включения в содержательную духовную деятельность при разностороннем общении воспитанников с окружающими людьми. Программа-руководство «Дети гор» рассчитана на еѐ дополнение парциальными программами регионального характера. Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем (Приложение 1). Так же для достижения целей основной общеобразовательной программы используются такие парциальные программы как: «Цветные ладошки» Лыковой И.А. «Умные пальчики» Лыковой И.А. «Юный эколог» Николаевой С.Н. «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В. МКДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными – суббота, воскресенье. Длительность пребывания детей в ДОУ составляет 12 часов. В МКДОУ функционирует 6 возрастных групп дневного пребывания, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами: - вторая младшая(с 3 до 4 лет) - 2 группы -средняя группа (с 4 до 5 лет) – 2 группы - старшие (с 5 до 6 лет) - 1 группы -подготовительная (с 6 до 7 лет) – 1 группы Педагогический процесс в МКДОУ осуществляется в трех направлениях: специально организованное обучение в форме образовательной деятельности совместная деятельность воспитателя и ребенка свободная самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность рассматривается как важная, но не преобладающая форма организационного обучения детей. Исключаются школьно-урочная форма проведения занятий, вся деятельность проводится в игровой форме. В работе с детьми используются различные формы работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, которые применяются с учетом возраста и уровня развития ребенка, а также сложности программного и дидактического материала на основе социо – игровых подходов и интегративной технологии. Педагогам предоставляется право варьировать место образовательной деятельности в педагогическом процессе, интегрируя (объединяя) содержание различных видов образовательной деятельности в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Воспитатели и узкие специалисты координируют содержание проводимой образовательной деятельности, осуществляя совместное планирование, обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и групп в целом. Учебный план МКДОУ соответствует Уставу, модели детского сада, общеобразовательной и региональной программ, обеспечивая выполнение «временных» (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в МКДОУ, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг. Учебный год в МКДОУ начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая, с 1 по15 сентября-диагностика, с20 по 31 декабря-новогодние каникулы,с 15 по 30 маямониторинг, с 1 июня по 31 августа-каникулы. Учебный план состоит из 2-х частей: базовой (инвариантной) и модульной (вариативной). Инвариантная часть реализуется через обязательную образовательную деятельность учебного плана, не превышает предельно допустимую нагрузку и соответствует требованиям СанПина. Согласно данному документу: Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой более 5-6 детей. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста составляет: дети четвертого года жизни- 10 занятий, в средней группе-10 занятий, в старшей группе (дети шестого года жизни)-13, в подготовительной группе - 14. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей группе не превышает двух, а в старшей- трех. Их продолжительность для детей 4 – го года жизни – не более – 15 минут, 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 25-30 минут. Номенклатура обязательных занятий, рекомендуемых программой, сохранена. Введен региональный компонент каждую третью неделю месяца. Ведѐтся работа по развитию художественно-творческой деятельности, ознакомлению с устным народным творчеством, ремѐслами, обычаями родного края. Вариативная часть – занятия по выбору (индивидуальные и кружковые) На базе детского сада функцианирует кружок – хореографии. Занятия проводятся с детьми средней, старшей и подготовительных групп во второй половине дня. Физкультурно – оздоровительными и медицинскими услугами охвачены все дети МКДОУ. В сетке занятий предусмотрено 2 занятия в помещении, третье проводится на прогулке. В целом на двигательную деятельность детей в режиме дня отводится не менее 5 часов в день. В последнюю неделю каждого квартала учебного года для воспитанников дошкольных групп организуют неделю творчества, во время которых проводят занятия только эстетически – оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивается продолжительность прогулок и дневного сна (СанПин2.4.1.3049 – 13г.) Возрастные Образовательные Нагрузки Учебный план МКДОУ «Д/с №11 «Колокольчик» на 2018- 2019 учебный год (составлен в соответствии с требованиями Примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, утвержденной Министерством Образования РФ и СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.) Длительность условного учебного часа (в минутах) Количество условных учебных часов в неделю Общее астрономическое время образовательной деятельности в часах в день Общее астрономическое время образовательной деятельности в часах в неделю Общее астрономическое время образовательной деятельности в часах в месяц Общее астрономическое время образовательной деятельности в часах в год II младшая Средняя группа Старшая группа Подготови тельная группа до 15 мин До 20 мин до 25 мин до 30 мин Основные 10 Основные 10 Основные 13 Основные 14 30 мин. 40 мин. 75 мин. 90мин. 2ч. 30 мин 3ч. 40 мин 6ч. 15 мин 7ч. 30 мин 10 ч. 13ч. 20 мин 25 ч. 30 ч. 90 ч. 120 ч. 225 ч. 270 ч. Нормативные документы, регламентирующие составление базисных учебных планов дошкольных образовательных учреждений: 1.Закон РФ «Об образовании» от 01.09.2013 №273-ФЗ. 2. Приказ Министерства образования и науки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1165 от 17.10.2013г. 2.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Российской Федерации от 27 октября 2011г. №2562 3.О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы. Письмо Минобразования России от 09.08.2000 №237/16 4.Инструктивно – методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23- 16 5.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26. 6.Концепцией социально-экономического развития РФ на период до 2020г (Приложение к письму от 8.05.08 №03-946) «Актуальные задачи модели современного образования»; 7.Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений (Приказ №1165 Минобразования России от 17.10. 2013г.«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). 8.О документации детских дошкольных учреждений. Приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988. 9.О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо Минобразования России от 02.06.98 №89/34-16. Базисный учебный план МКДОУ, реализующего программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», в соответствии с ФГОС, под редакцией Н.Е.Вераксы, региональный компонент - Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан, программа «Родничок», «Дети гор». 2 младшая группа Возраст детей 3-4 года Продолжительность одного занятия – 15 минут. Допустимая нагрузка в неделю не более 10 занятий. Количество занятий в первой половине дня не более 2-х. Перерыв между ними 10 мин. № Базовая часть (инвариантная) Количество занятий в неделю. 1 1. Ознакомление с окружающим 2. 1 3. Формирование элементарных математических представлений Развитие речи 4. Музыка 2 5. Рисование 1 6. Аппликация/лепка 7. Физкультура 1 0,5/0,5 2+1 (на воздухе) Итого: 10 Национально- региональный компонент + Базисный учебный план МКДОУ, реализующего программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», в соответствии с ФГОС, под редакцией Н.Е.Вераксы, региональный компонент – Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан, программа «Родничок», «Дети гор». Средняя группа Возраст детей 4-5 лет. Продолжительность одного занятия – 20 минут. Допустимая нагрузка в неделю не более 10 занятий. Количество занятий в первой половине дня не более 2– х. Количество кружков, студий в неделю не более 2. Перерыв между ними 10 мин. № Базовая часть (инвариантная) Количество занятий в неделю. 1 1. Ознакомление с окружающим 2. 1 3. Формирование элементарных математических представлений Развитие речи 4. Музыка 2 5. Рисование 1 6. Аппликация/лепка 7. Физкультура 1 0,5/0,5 2+1 (на воздухе) Итого: Национально- региональный компонент 10 + Базисный учебный план МКДОУ, реализующего программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», в соответствии с ФГОС, под редакцией Н.Е.Вераксы, региональный компонент -Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан, программа «Родничок», «Дети гор». Старшая группа Возраст детей 5-6 лет.Продолжительность одного занятия – 25 минут. Допустимая нагрузка в неделю не более 13 занятий. Количество занятий в первой половине дня не дольше 2-3.Количество кружков, студий в неделю не более 2. Перерыв между ними 10 мин. № Базовая часть (инвариантная) 1. Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим Развитие речи Музыка Рисование Аппликация/лепка Физкультура Итого: Национально- региональный компонент 2. 3. 4. 5. 6. 7. Количество занятий в неделю 1 2 2 2 2 0,5/0,5 2+1(на прогулке) 13 + Базисный учебный план МКДОУ, реализующего программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», в соответствии с ФГОС, под редакцией Н.Е.Вераксы, региональный компонент -Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан, программа «Родничок», «Дети гор». Подготовительная группа Возраст детей 6-7 лет. Продолжительность одного занятия – 30 минут. Допустимая нагрузка в неделю не более 14занятий. Количество занятий в первой половине дня не более 2-3. Количество кружков, студий в неделю не более 2. Перерыв между ними 10 мин. № Базовая часть (инвариантная) Количество занятий в неделю 1. 2 2. Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим 3. Развитие речи 2 4. Музыка 2 5. Рисование 2 6. Аппликация/лепка 7. Физкультура 2 0,5/0,5 2+1(на прогулке) Итого: Национально - региональный компонент 14 + Приложение 1 Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем Ознакомление дошкольников с родным краем Цель: дать детям знания о Республике Дагестан, как о крае, в котором мы живем. Задачи: - формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется республикой. Давно был назван Дагестанской АССР. Его характерные особенности. Роль Дагестана в жизни нашей страны России, всей планеты; - познакомить с реками и озерами Дагестана и их достопримечательностями; - дать понять, что Дагестан богат полезными ископаемыми: нефть, гранит, соль и другие; - дать знания, что в Дагестане уникальный климат для выращивания злаковых культур: ржи, пшеницы, риса, кукурузы, проса; - дать знания детям о городах и селах, их значении в жизни людей республики, их красоте и уникальности; - познакомить детей с разнообразным климатом Дагестана: горы, предгорье, лес, побережье. Там растут разнообразные растения: хвойные, лиственные, травы. Многие растения занесены в красную книгу, как уникальные; - познакомить с Главным Кавказским хребтом. Его расположением на карте Дагестана. Что растет в горах, что выращивают люди, какие животные там живут; - уточнить знания детей об образе жизни животных: В лесу одни, в предгорье и на равнине – другие; - познакомить с творчеством поэтов и писателей, художников Дагестана; - развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота Дагестана зависит от нас самих. Организационный блок, необходимый задач для реализации поставленных В детском саду должен быть оформлен уголок, где собран материал о республике Дагестан. Иметься библиотечка: журналы, книги, открытки о родном крае, альбомы “Животные и растения Дагестана”, коллекция иллюстраций, образцы полезных ископаемых, макеты интересных мест обитания животных и птиц, карта республики и города, по которой мы путешествуем. Всю информацию рекомендуется разделить на три блока. Первый блок: “Мир природы”. Экскурсии в природу. Знакомство с растениями и животными родного края Просмотр фильмов о крае. Второй блок: “Деятельность людей”. Экскурсии по родному городу, обращая внимание на название улиц, на архитектуру домов и административных зданий. Вспоминаем профессии людей, которые строили город. Рассматривание открыток о городах и селах республики, отмечая интересные места и оригинальную архитектуру старых городов: Дербента, Буйнакска, интересные места. Третий блок: “Культурный облик родного края”. Знакомить детей с достопримечательностями республики, города. Показать интересные места, побывать в музеях, памятных местах. Знакомить детей с культурой народов Дагестана, с их творчеством, традициями, приметами, с творчеством выдающихся людей. Приглашать в детский сад интересных людей, где они рассказывают детям о своей работе, показывают фотографии. Трудовая деятельность человека является тем звеном, которое связывает мир природы и мир людей. Из всего изложенного можно сделать вывод, что краеведческий материал поможет решить следующие задачи: - формировать любовь к родной республике, интерес к его прошлому; - развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, республике, стране; - воспитывать бережное отношение к месту, где появился на свет; - формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать увиденное в своей деятельности. Комплексно-тематический план по региональному компоненту. Сроки проведения Социально коммуник ативное развитие Познаватель ное развитие Речевое развитие Физическ ое развитие Художественноэстетическое развитие Слушание "Маленький джигит"(Ш.Шамхал ов) Рассматривание иллюстраций и картин с изображением ковров Пение: "Осень" (кум.нар.муз.) "Распиши ослика" с использованием элементов балхарской росписи Рассматривание балхарских игрушек Вторая младшая группа Сентябрь Развлечени е "В гости к Асият" Беседы с детьми о ковроткачестве "Асият и солнечные бусы" Ф.Алиева "Игра с мячом" (даргинска я) Октябрь Развлечени е "Осень в горах" Дидактиче ская игра "Народные промыслы" Беседа о балхарских игрушках "Она станет послушной" (М.Газиева) "Гусь" (кумык) Ноябрь Досуг по ознакомлен ию с культуройродного края "В аул к ослику" Посещение мини-музея ДОУ Ознакомление с различными видами узоров "Курочкина песня" А.Раджабов "Догони меня" Проведени е дня музыки в каникулярный период (региональ ный компонент) Беседа о музыке. Знакомство с дагестанскими музыкальнымиинструментами Декабрь Январь Дидактическая "Два игра "Что в цыпленка" нашем А.Раджабов сундучке?" "Баю-баю" (ног.) "Зайка беленький сидит" (нар.) Слушание "Касумкентские барабанщики" М.Кажлаев Пение "Петушок" Р.Фаталиев Лепка - чурек для кукол Аппликация "Украсим дагестанский ковер" (из готовых форм) "Ловишки Пение "Елочка" " под (дарг.нар. муз.) дагестанск Слушание: ую музыку "Дудочка" М.Кажлаев Рисование -тарелка Лепка -тарелка Февраль День шутокприбауток Дидактическая Прибаутка игра "Найди "Где пару" ладошка" (кум) Прибаутка "Как водичка вниз течет" (лакс.) Март Апрель Май Веселые старты «Досочка, Встанька и Незнайка» (даргинская сказка) Рисование «Украсим фартук для Мадины» «День здоровья» Дагестанские читалки. «Серый волк и три серень-ких козлика». Н.Юсупов (лакская сказка). "Прокати мяч" "Кто дальше бросит камешек" (нар.) «Возьми платок» (нар.) Слушание "Маленький танец" (К.Алескеров) "Колыбельная Айгази" Г.Гасанов Аппликация украсим тарелку (из готовых форм) Слушание «Горный марш» (Т.Мурадов) пение: «Спрашивает солнышко» Ш.Шамхалов Слушание «Дагестанская сюита» Iчасть С.Агабов. Пение «Два утенка» (Р.Фатлиева) Средняя группа Сроки проведени я Сентябрь Октябрь Социально Познавательно е развитие коммуник ативное развитие В гости к Знакомство с бабушке в элементами аул росписи балхарских глиняных изделий Знакомство с балхарскими игрушками Речевое развитие Физическое развитие Художественноэстетическое развитие «Засыпай моя Гульназ»(таб) Играт в альчики «Я спою над колыбелью» «Слепой медведь» (нар.) Слушание «Дагестан – моя родина» Ш.Шамхалов. Пение «До-лалай» Слушание «Колыбельная» (муз.К.Шамасов) . Пение «Так веселее» (авр.Народ.муз.) Ноябрь Литературная викторина Декабрь Январь Лепка балхарской тарелки «Я- доктор» (М.Газиев, авр.) «Надень папаху» (народная) Аппликация. Составлять узоры (дарг.Палас) « Асият и мороз» (Ф.Алиева, аврск.) Есть в ауле детсад Здравствуй Зимушка – зима» Февраль Дагестанские потешки Аппликация «Украсим тарелку для Патимат» «Кисонька» (кум) Слушание «Осенний мотив» М.Якубов). Пение, хлор да хлоп (М.Якубов) Слушание: «Рассакз старого горца» Iчасть(С.Агабов а). «Дедушка и я» (муз.Г.Курачева, сл.Р.Гамзатова) Пение «Елочка» Слушание: «Колыбельная». Пение «Дудочка» (М.Кажлаев) Март «Навруз – байрам» Весна в горах» «Храбрый козлик» «Ты джигит и я джигит» (дарг.) Слушание: «Солнце» (М.Кажлаев). Пение «пришла весна» (азер.нар.муз.) Апрель « На годекане» Аппликация: «Цветущая яблоня) «Лиса и куропатка» (табасар. сказка) «Акътерек, гоъктерек» (кум.) Рисование по мотивам дагестанских сказок Дагестанские считалочки Катание яиц (авр.) Слушание: «Птицы» (М Гусейнов). Пение «Ласточка» Слушание: « Ананай» (К.Касимов). Пение «Ж-жжук» (дарг. нар.муз) Пение «Наказанный барашек» Слушание « Маленькие помощники» (И.Гилилова). Май Июнь Знакомство с дагестанскимфольк ло-ром в повседневных играх «Слепой медведь» (нар.) Пение «Чтоб плясали мы с тобой» (лезг.нар.муз.) Слушание «Какие бывают подарки» (К.Касимов). Июль Старшие группы Социальнокоммуника тивное развитие Познаватель ное развитие Речевое развитие Физическое развитие Художественноэстетическое развитие На годекане Закрепление знаний о родном городе Кизилюрте. « Тучка дай мне дождь большой» (аварск.) « Волк и овцы» (нар,) Слушание: «Радость труда» (М.Кажлаев). Пение: «Вей осенний ветер» дарг.нар.муз Продолжать знакомить с элементами узоров ковров и паласов Закрепление с балхарским орнаментом « Синяя птица» (дарг.сказка) «Хасандела» (аварск.) Пение : « шел чабан Ибрагим» (кум.нар.муз) « Тучка дождик принеси» (нар.) «Джигитовк а» « Клюква» (аврс,) «Достань шапки» «Люлечка качайся» (дарг.) «Дай руку» (аврс.) « День здоровья» Веселые старты Январь Декабрь Нояб рь Октябрь Сентябрь Сроки проведе ния Слушание: «Марш солдатиков» (С.Керимов) Пение: «Звери к елке прибежали» (ног.нар.муз,) Лепка балхарской игрушки (конь) Слушание «Мой ослик» (М.Якубов) Пение:«Снега»( Фаталиев) Рисование с натуры (игрушка – конь) Февраль Роспись тарелки балхарскоим орнаментом «Кот и мыши» (лакск.) « Надень папаху» « Навруз – байрам» Лепка балхарского кувшина « Палочка стукалочка» (нар.) «День птиц» Аппликация. Составление узоров по мотивам дагестанского творчества (палас, ковер) «Дагестанские считалки «Зайчишкатрусишка», «За морями, за горами». ( Р.Рашидов). « Гончар из аула Балхар» ( Р.Рашидов). « Большой мяч» (авар.) Слушание: «Моя мама» (Х.Батыргишиев ). К дедушке в гости Лепка балхарской посуды « Верблюд и лиса» (кум,) «Под буркой» (нар) Слушание: «Поезд» (ног.), Пение: «Баю – баю» Е.Абдулжалилов а Слушание: «Смелый наездник». Июнь Май Апрель Март «День художника» «Лето в горах» « Мяч ногой» (кум.) Август Июль «Совушка» (рутул.) Музыкальна якомпозиция на материале дагестанского фольклора «Игры в окно» Слушание: «Канатоходцы».( Ш.Чалаев) Пение « Дед мороз» (И.Гилилова) Слушание: «Джавгатская мелодия» Пение: « Ясный день» (И.Гилилова). Пение: «Пир» (лакск.) Слушание: «В камышах» (тат.) Пение: «Спи, малышка, баю бай» (азер.нар.муз) Слушание: « песенка кота». Пение: « Ты родная мать» (лезг.)