16.10.2019
Наверное,
каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на
производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в
раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и
детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности
проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться
поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении.
Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы
помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в
зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность,
управление действий.
1. Речь как регулятор поведения
В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы
ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими,
конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё
не может выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями,
где переход от одних действий к другим.
2. В познавательной сфере при помощи активности зрения, слуха,
тактильных ощущений тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять
своё внимание и поведение - правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо
развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности,
которые требуют наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к
объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать
внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в
комнате. При длительной умственной, физической нагрузки ребёнок утомляем.
Помните, по программным задачам, в воспитании и
обучении под редакцией Васильевой, у детей 2 младшей группы занятия длятся до
10 минут (когда ребёнок проявляет особый интерес к какой-то деятельности, то
можно исходить от его желания).
Первые 5 минут ребёнок может быть более внимательным.
Последующие 7-8 минут ребёнок начинает отвлекаться, он не может длительно
сохранять неподвижную позу и слушать вас. Если вы в это время желаете
продолжать совместные занятия, позвольте ребёнку переключить внимание. Дайте
ему расслабиться, снять напряжение на 2 - 3 минуты на подвижные действия. Это
может быть зарядка, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем
ребёнок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы, игры.
Ребёнок 3 - 4 лет особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие
активизировали, направляли и стимулировали.
3. В воспитании и обучении учитывайте возрастные
особенности детей. В 2,2 - 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от
взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть
самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той
деятельности, с которой он может справиться сам. (Пример: культурно-
гигиенические навыки). Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял
действия, которые ему по силам:
- слушать взрослого;
- выполнять простые просьбы, поручения;
- умел подражать, повторять элементарные
движения в игре, действия с игрушками, предметами;
поощряйте похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие
игровые сюрпризы. Когда взрослый требует что-либо от ребёнка, помните, что ему
не так легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами
(но не всегда), переносит требования в разные ситуации.
• Не стоит переживать и настойчиво требовать от
ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на
свои личные, эгоистические интересы.
• Поставленную цель задания или поручения, ребёнок
может подменить на свою (соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребёнка
нарисовать забор, а он прорисовал траву, дождик.
• Выполнение действий ребёнка в определённых видах
деятельности (пример: умение слушать рассказ, познавать что-либо новое,
культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать
из кубиков постройки, лепить из пластилина) зависит:
- от личной заинтересованности;
- от умений,
которые сформировались при помощи взрослых; -от умений взрослого заинтересовать
ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых приёмов, методов поощрения,
похвалы.
• Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования
самостоятельности, управлением действий.
В подвижных
играх учите ребёнка несложных движениям по образцу.
Показывайте и обучайте ребёнка взаимодействовать с предметами конструкторами,
разборными игрушками. При этом обратите внимание, как ребёнок
относится к трудностям, если у него что-то не получается:
- быстро теряет свой интерес и бросает заниматься
деятельностью (нужно разобраться в чём дело) ребёнок по возрасту утомляем, либо
плохо себя чувствует, возможно ему трудна эта деятельность и требуется не раз
ребёнку показать и обучить в определённой деятельности; знания, которые даются
могут быть не по возрасту; у ребёнка отсутствует упорство, настойчивость а это
важное качество при обучении; - ребёнок нервничает и при этом не просит помощи
взрослого (ребёнок возможно стремится быть самостоятельным, но виду малых
знаний, навыков ему трудна деятельность, учите словесно ребёнка обращаться за
вашей помощью);
• Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для
подражания.
Ребёнок стремится копировать ваши действия с
игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками,
разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом
действий. Чтобы ребёнок мог повторять за вами.
4. Воспитывайте культурно-гигиенические навыки
• Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно
мыть руки перед едой, после прогулки.
• Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть
опрятным, аккуратным.
Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и
складывании её в определённое место.
• Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными
предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в
положенное место.
От того как привьются культурно-гигиенические навыки
сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться
развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель
до конца.
Всё это создаёт благодатную почву при формировании
познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.
«Помните философскую мысль:
«Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»
Всё в ваших руках уважаемые родители!
31.10.2019
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.
Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.
Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки, продолжительностью около 4-4.5 ч.
Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15°, со старшими — не ниже —22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.
Также прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.
Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.
Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.
Как одевать ребенка на прогулку?
Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям.
Летом одежда должна быть из легких тканей, хорошо впитывающих и легко отдающих влагу.
Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя, много двигается.
Не забывайте и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше, чем у взрослых. Поэтому одевайте ребенка так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, возьмите с собой какую-то кофточку.
Выбирая детскую одежду, ориентируйтесь на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой? Существует очень простая система, но не многие о ней знают. Называется она «один – два – три». Расшифровывается она достаточно просто: прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды. Прогулки с детьми летом старайтесь устраивать не в самую жару, но и выходя на улицу утром и вечером на улице достаточно жарко. Поэтому выбирайте дышащие ткани, лучше всего хлопчатобумажные. Не поддевайте майку, достаточно будет тоненькой футболки или сарафанчика. Под сандалики надевайте тоненькие льняные носочки. Без носков ребенок может натереть ножки.
А не замерз ли ребенок?
— Во-первых, необходимо обратить внимание на поведение самого ребенка. На холод ребенок очень бурно реагирует — громко кричит, двигается. Кожа приобретает бледный оттенок.
— Во-вторых, по шее, переносице и руке выше кисти.
— В-третьих, ледяные ноги (проверьте, не стала ли обувь маленькой или впритык, это способствует переохлаждению) .
— В-четвертых, ребенок не будет молчать, если ему холодно. Если он «не замечает» — это означает, что ему хорошо.
Признаки перегрева ребёнка.
— Первый признак перегрева — жажда, то есть ребенок просит пить;
— на прогулке постоянно теплое лицо, а на улице при этом ниже -8°;
— слишком теплая, почти горячая спина и шея;
— очень теплые руки (руки и ноги, это такие специальные части тела, которые должны быть, по причине особенностей кровообращения, «комнатной» температуры).
Нельзя гулять!
— Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей.
— Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!
Плюсы прогулки:
+ повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;
+ содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
+ формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;
+ формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
+ идет ускоренное развитие речи через движение;
+ воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;
+ развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.
Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.
12.11.2019
- Знакомить детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;
- Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;
- Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т.п.;
- Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься апликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;
- Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивки, шитье, бисероплетение;
- Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;
- Предоставляйте ребенку возможность слушать совершенные по форме, доступные для понимания сольные и хоровые произведения;
- Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;
- Взвешенно относитесь к выбору ребенком музыкальных произведений для прослушивания, предлагайте ему не только легкую, ритмичную взрослую музыку, но и классическую и детскую;
- Упражняйте дошкольников в определении жанра музыкального произведения, названии инструмента, на котором он выполняется;
- Используйте музыку в аудио - и видеозаписях;
- Организуйте просмотр доступных детям по содержанию оперных и балетных спектаклей, посещение концертов, музеев;
- Научите ребенка различать «музыку природы» - пение птиц, звуки различных насекомых, шелест листьев и волн воды и т.д., сравнивать естественную музыку с созданными людьми мелодиями, находить в них общее и отличное;
- Используйте высокохудожественную музыку с яркими образами, разными настроениями, под которую ребенок может по-разному воспроизводить ходьбу, бег, прыжки, движения танца и т.д.;
- Развивайте вокальные данные дошкольника, его музыкальные и актерские способности, - упражняйте ребенка в умении петь громко, легко, правильно интонируя мелодию;
- Вызывайте у дошкольника возвышенное, радостное самочувствие от пения;
- Учите восприимчивости к эмоциональной реакции на музыкальное произведение;+
- Привлекайте ребенка к совместному пению;
- Способствуйте возникновению желания придумывать несложные мелодии;
- Привлекайте к театрально-игровой деятельности;
- Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;
- Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;
- Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;
- Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;
- Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.).
"Гимнастика пробуждения".
Мы готовы для похода
Мы готовы для похода,
Поднимаем выше ноги.
Лежа, поднимаем и плавно опускаем ноги
Птицы учатся летать,
Плавно крыльями махать.
Руки к плечам, машут «крыльями»
Сделали глубокий вдох,
Отправляемся в поход.
Глубокий вдох, выдох
Полетели, полетели
И на землю тихо сели.
Встают с кровати, выполняют махи руками и приседают на корточки
Взвились мы под облака
И земля нам не видна
Встали, машут руками «крыльями»
Сделали наклон вперед,
Кто носочки достает?
Выполняют наклоны с касанием носочков ног
Руки ставим перед грудью.
Развивать их резко будем.
С поворотом раз, два, три,
Не бездельничай, смотри!
Рывки руками перед грудью
Приседаем – раз, два, раз,
Ножки разомнем сейчас.
Сели- встали, сели – встали.
Движения в соответствии с текстом
Мы готовы для похода
На ходьбу мы перейдем,
Ножки наши разомнем.
Идут по солевой дорожке
Мы активно отдыхаем,-
То встаем, то приседаем-
Раз, два, три, четыре, пять,
Вот как надо отдыхать.
Приседания
Головой теперь покрутим-
Лучше мозг работать будет.
Круговые вращения головой
Крутим туловищем бодро-
Это тоже славный отдых.
Круговые движения туловищем
Мы в походе устали что-то,
Приземлимся на болото.
(Садятся на стульчики и одеваются).
13.11.2019
1. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
9. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
10. Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
11. Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
22.10.2019
Просмотров всего: , сегодня: